Поддержка родителей нужна нашим детям гораздо чаще, чем мы можем себе представить.
В любое сложное время ребенок ищет опору в родителях,и если сами родители не в ресурсе, он либо уходит в детское, более инфантильное состояние, либо сам становится опорой для своих родителей — очень быстро взрослея.
В обоих случаях накопленное напряжение и нагрузка могут разрядиться в болезнь, в эмоциональную вспышку, в бурную реакцию на какую-то простую на наш взгляд ситуацию.
При любой травматической ситуации (это может быть ссора родителей, разлучение с ними, серьезная болезнь, некий опыт, который ребенку тяжело в силу возраста выдержать) у ребенка может везапно появится страх, который раньше не беспокоил, он может переживать резкие эмоциональные скачки, «зависать» на какое-то время в реакциях. И у нас может появиться ощущение, что ребенок потерял свою идентификацию.
Можно попробовать поиграть с ним для снятия этого напряжения.
Крыло ангела
Когда ребенку важно почувствовать безопасность, почувствовать вашу поддержку — можно положить правую руку на левое плечо. (Так обозначается личная территория и возникает ощущение прикосновения друга к плечу, и малыш будет знать, что он не один, у него есть вы). И такой способ очень хорошо применять, когда вас вызывают в школу к учителю, директору. И таким образом, вы даете своему ребенку поддержку, веру, что вы рядом.
Пещера
Можно соорудить из подручных средств- подушки, пледы, стулья любое комфортное для малыша пространство и вместе с ним находиться или прятаться там.
На символическом языке, пещера — это материнская утроба, и малыш вспоминает то чувство безопасности и любви, которое он испытывал в животике у мамы.
А выход из пещеры — это символическое рождение. Если было кс или травматические роды — можно поиграть с детками в эту игру.
Есть еще очень ресурсная телесная практика — «колыбелька», которая и возвращает к чувству безопасности и напитывает ресурсами — взрослый сидит на полу, обнимая сидящего перед ним ребенка за спинку (обхватывая ногами и руками), чуть покачиваясь и шепча что- то теплое в ушко.
Привет ладошки
Простой способ безопасно возвращаться «в себя» — обрисовывание ладошек и любые игры с ладошками. Отпечаток ладони — это первая идентификация малыша. Первые отпечатки грязной ладошки на обоях — это первое «Я есть в мире».
Отпечатки в тесте, глине, песке, любой крупе, отпечатки на бумаге. Вырезание, разрисовывание ладошки — это ощущение и заполнение внутренней территории. Ладошка — как мандала, возвращающая и укрепляющая «Я».
Ладошка — олицетворение всего тела ребенка. А затем, и его самости. Когда нам нужно помочь ребенку вернуть возможность границ и одновременно безопасного контакта — хороши игры, где ладошки разных деток могли бы сталкиваться, хлопать,где пальчики могли бы здороваться и прикасаться друг к другу ребром, тыльной стороной, всей поверхностью.
Лепка
Для снятия напряжения и зажимов очень может помочь лепка. Причем лепка из глины и теста, но если нет, то поможет и пластилин. Полезно лепить фигурки. Лепка дает ощущение контроля (что важно для тех, кто потерял контроль над ситуацией, жизнью, реальностью), лепка полезна при любых психосоматических болезнях. Когда мы что-то творим-сотворяем-возвращаем себя.
Позаботимся о младшем
В случае, если ребенок начал вести себя как малыш более младшего возраста (так подсознание пытается вернуть ощущение безопасности и возвратиться в более ранний период). Если в руках у ребенка окажется что- то, чему нужна его забота и поддержка — куколка, малыш какого-то животного— сам ребенок автоматически перемещается в более взрослую позицию.
Грустное деревце
Детки часто не могут попросить о поддержке и объяснить, что их беспокоит. Если ребенка «превратить» в деревце, которое обижено, повреждено, грустит — и спросить, что оно хочет — поставить опору- палочку (себя), подвязать веточку (погладить по ручке), полить (погладить сверху вниз), поставить забор (стать вокруг), посветить солнышку(погладить по голове) — ребенок получит необходимый ресурс.
И рисуем, выносим на бумагу все, что тревожит, что боится ребенок. После пробуждения утром от испугавшего его сна, предлагаем малышу взять в руки кисть и изобразить на бумаге все, что так его испугало. После этого можно спросить чтобы он хотел сделать с этим рисунком, нравится ли он ему. Возможно, он захочет его порвать или дорисовать до смешного, веселого образа, и чудовище больше не будет его так пугать.
Я-дерево
Детки, пережившие травматизацию, часто перестают чувствовать контакт ножек с землей (теряют опору, заземленность). С ними хорошо играть (рисовать, лепить) цветы и деревья — уделяя внимание корням и крепкому стволу. Деерево — это всегда про опору, про внутренний стержень. Вылепливая его, мы автоматически укрепляем внутреннюю опору, уверенность.
Привет радость.
Телесная игра — кнопка радости. Для безопасного возвращения контакта с телом. Ребенок, не говоря партнеру, придумывает какой-то звук (песенку- шумелку). Задумывает место на теле — кнопку, которая бы, если к ней прикоснуться, включала бы этот звук. Партнер по игре, мягко прикасаясь к телу, должен найти эту кнопку. Потом ребенок ищет кнопку, которую загадал партнер.
Чтобы изменить поведение ребёнка — важно скорректировать атмосферу в семье, а это достигается только через работу с родителями. В первые годы жизни ребенок находится в поле мамы и очень чутко реагирует на ее эмоциональное состояние и транслирует его в мир.